Точка
Без исключения, в каждом флористическом шедевре должна находиться так называемая фокусная точка, которая является центром внимания.
Такая точка берет на себя главную важную и эффектную часть всего букета.
Точка не имеет направления, но может быть центром притяжения взгляда. В
аранжировке такой фокусной точкой может быть красивый цветок или целая их
группа, привлекательные своей формой или окраской, а также пучок травы, крупный
лист, необычное сочетание растений по форме и цвету. И в то же время такая
точка не должна быть выразительной сверх меры, чтобы не потеряла эффект композиция
в целом, чтобы один элемент композиции не отвлек внимания от других ее частей.
Линия
Именно линией композиция
разграничивается от окружающего пространства, поэтому от этого элемента зависит
ее форма. Линия имеет направление, и кажется, что она движется и живет. При
виде разных линий у человека возникают и разные чувства. К примеру,
горизонтальная линия в аранжировке создает ощущение спокойствия, фундамента,
земли, выражает плоскость, холод. Что же касается вертикальной линии, то она
создает ощущение радости, праздника, восходит к свету, солнцу, выражает высоту
и тепло. По-разному воздействуют на человека наклонные линии. Поднимающиеся
вверх слева направо, вызывают активность, ощущение взлета, подъема. Линии,
опускающиеся вниз слева направо, вызывают пассивность, ощущение печали,
скорби.
Зная возможности разных линий, можно с их помощью
сделать аранжировку динамичной, придать ей определенную скорость. Линия,
вертикально падающая, дает ощущение ускорения, поднимающаяся — ощущение
замедления. Движение линии слева направо всегда кажется более быстрым, чем
справа налево.
Придать аранжировке определенный характер может помочь
правильно выбранная линия. Необходимо только помнить, что линия бывает легкой и
взвивающейся, извилистой и волнообразной, напряженной и зажатой, жесткой и
нервной. Выходящие под разными углами из одной точки наклонные линии дают
ощущение остроты, громкости, но в том случае, если они имеют одинаковую длину и
как бы замкнуты в круге — дают ощущение мягкости. В букете бидермейер
используется именно это свойство линий.
Требуют к себе внимания и
падающие линии. Если вы хотите включить их в аранжировку, постарайтесь, чтобы
их концы поднимались и не создавалось тягостного ощущения обреченности.
Ампельные растения тоже нужно подбирать с поднятыми кончиками, чтобы композиция
внушала надежду.
Символом тяжелых условий жизни может быть воспринята
разорванная линия из грубой ветки. А наклонная линия из ветки с набухшими
почками выражает плодородие, изобилие, силу и спокойствие. О возможностях этих
линий нужно помнить, вовремя их заметить и, конечно, постараться удачно
использовать в создаваемой аранжировке.
Создать определенный образ композиции нередко помогают
сами растения. К примеру, если вам нужен образ бесконечного, можно использовать
аконит, наперстянку, дельфиниум, вербаскум, сансевьеру и др. Эти растения
создают почти перпендикулярные, устремленные вверх линии. Но, чтобы они не
потеряли свой образ и красоту, не закрывайте их другими растениями — они
нуждаются в свободном пространстве.
Если вам нужно получить в композиции линии роста, стремящиеся ввысь и
расходящиеся в конечной точке в разные стороны, используйте лилии, амаралис и
стрелиции. Эти растения рекомендуется помещать в середине букета, чтобы над
ними и вокруг было достаточно пространства. Их главная часть — стебель, он
должен обязательно оставаться на виду, его нельзя закрывать и укорачивать.
Только в этом случае благородные формы цветов будут в выигрыше.
Взвивающиеся вверх и в стороны линии роста имеет
тюльпан, гербера, фрезия, гвоздика, форзиция, хлорофитум и многие травы.
Используя эти растения в аранжировке, вам удастся получить диагональ,
разделяющуюся на две части: горизонтальную, символизирующую уходящее к закату
солнце, и вертикальную, символизирующую полдень. Тот или иной характер
аранжировки зависит от угла наклона диагонали.
Если говорить непосредственно об особенностях некоторых
растений, можно отметить, что юкка и кордилина дают лучеобразно расходящиеся
линии роста; такие лианы, как клематисы, плющи, актинидии, дают извилистые,
волнистые и причудливые линии; традесканция, аспарагус и другие ампельные
растения образуют ниспадающие линии и нередко являются посредником между
растениями и сосудом.
Эталоном красоты и изящности при составлении цветочной
композиции является так называемая «линия красоты». Это 8-образно изогнутая
линия, созданная английским художником XVIII века У. Хогартом. Он обнаружил
эту линию в цветах и в других формах, служащих украшением, к примеру, в
корсетах.
|