СолнцеНо «правда» — этот позитивный тезис философской концепции Несауалькойотля — разрушается при столкновении с антитезисом — идеей смерти, которая нарушает всякие представления о гармоничности, стабильности и осмысленности человеческой жизни. Попытки объяснять почти параноическую сосредоточенность поэта на мысли о смерти тем, что «у ацтеков не была конкретизирована идея посмертного бытия», мне кажутся малоубедительными. Не имея возможности подробно осветить этот вопрос, замечу лишь, что в астекской мифологии существовали достаточно разработанные представления о загробном существовании: как считалось, души принесенных в жертву, погибших в бою воинов и женщин, умерших от родов, сопровождают Солнце — Тонатиу (у теночков — Уицилопочтли) в его небесном пути; души утопленников, убитых молнией, Прокаженных и подагриков попадали в Тлалокан — небесные владения Тлалока, души большинства смертных распределялись в девяти преисподних Миктлана, причем очень подробно описывался путь в Миктлан. В философии тламатиниме фигурировали Кенонамикан (место, где умершие каким-то образом продолжают существовать), Тосечан (единое и последнее пристанище) или Шимоуайан (обиталище духов). Кстати сказать, астеки находились в более выгодном положении, чем христиане, так как они не знали идеи посмертного искупления за земные грехи. Наконец, по моим наблюдениям, ни у одного из астекских поэтов тема смерти не имеет подобной значимости, как в лирике Несауалькойотля; таким образом, ностальгическое восприятие идеи смерти правителем Тескоко следует считать скорее проявлением индивидуального духа, чем коллективного. Тема смерти так или иначе затрагивается почти в каяедой песне Несауалькойотля. Характерно, что поэт никогда конкретно не говорит о возможности посмертного существования: речь чаще всего идет о полной трансценденции «Туда, куда уходят все», «в Обитель Тайны» или «в Обитель Ночи», а что ожидает человека «Там», не дано знать никому, но этот вопрос становится самым мучительным для Несауалькойотля. В любом случае посмертное бытие неизменно понимается как полная и абсолютная противоположность бытию земному: «Там» нет ни песен, ни цветов, ни печали, ни радости, ни памяти — неоднократно повторяет поэт (см. пример, приведенный выше).
|